На сайте «Лаборатории Касперского» потенциальным покупателям среди прочих антивирусных продуктов предлагают приобрести Kaspersky Internet Security Special Ferrari Edition: к антивирусному продукту, на производстве которых специализируется «Лаборатория Касперского», прилагается гоночный симулятор Ferrari Virtual Academy (который, как обещает разработчик, «позволит вам ощутить себя пилотом болида «Формулы-1»). Покупателям специальной серии антивируса предлагается поучаствовать в обучающем курсе и одновременно конкурсе – теоретическом, затем виртуальном, а затем и реальном, победитель которого будет объявлен «пилотом Kaspersky Motorsport» и получит возможность принять участие в реальных гоночных соревнованиях. Какова доля Ferrari Edition в продажах всех продуктов Kaspersky Internet Security и сколько человек участвует в программе, представитель компании не говорит, сообщая лишь, что 20 полуфиналистов для участия в программе уже отобраны.
Это едва ли не первая заметная публичная попытка российских компаний использовать возможности спонсорства F1 в своих маркетинговых коммуникациях, говорит бывший менеджер одной из компаний, спонсировавших команду в F1. В 2010 г. «Лаборатория Касперского» начала сотрудничество со Scuderia Ferrari. Идеологию итальянской марки – совмещение страсти к техническому совершенству, скорости и полной безопасности – в российской компании сочли очень близкой к своей собственной, объясняет директор по маркетингу «Лаборатории Касперского» Александр Ерофеев. «Ferrari – одна из тех команд, которая может себе позволить выбирать спонсоров. Сначала нам предложили спонсорский пакет в серии Ferrari Challenge Europe (FCE, моносерия, где выступают только автомобили Ferrari. – «Ведомости»), – рассказывает Ерофеев. – А в сезоне 2012 г. мы стали спонсором команды уже в Formula 1».
В этом сезоне логотип Kaspersky располагается на носовой части машин и комбинезонах обоих пилотов Ferrari в F1 – Фернандо Алонсо и Фелипе Массы – рядом с логотипами банка Santander и нефтяной компании Shell. «Мнение о том, что спонсорство – это просто альтернативная реклама, – атавизм», – считает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Италии и Средиземноморье Александр Моисеев (он в качестве пилота выступает за команду Kaspersky Motorsport в FCE). «Если вы просто повесите на машину логотип компании – отдача будет невелика и вряд ли сможет окупить потраченные несколько миллионов (или даже десятков миллионов) евро», – соглашается Дмитрий Громов, гендиректор российского подразделения компании Media and Sport Management (MSM, официальный агент Scuderia Ferrari), принимавший участие в подготовке спонсорского контракта между «Лабораторией Касперского» и Ferrari.
Сумму контракта и представители российской компании, и Громов обсуждать отказались. «Лаборатория Касперского», по словам Моисеева, исходила из того, что партнерство с командами – лидерами в F1 дает отдачу в 10–11 руб. на 1 вложенный рубль. Он приводит в пример участие представителей команды в шоу Moscow City Racing: российская компания занималась организовала приезд Джанкарло Физикеллы, участвовавшего с болидом Ferrari в заездах вокруг Московского Кремля. «В это мероприятие вкладывались мы, но отдачу в медиа получили все спонсоры команды – и Shell, и Philip Morris, и все остальные. Так же и мы получаем отдачу, когда мероприятия организуют другие партнеры команды», – объясняет суть кумулятивного эффекта Ерофеев.
Посмотреть и прокатиться
В 2010 г. гонки F1 по телевидению посмотрели, по данным Formula One Management (промоутер серии), 527 млн человек в 187 странах, телевизионные трансляции (с учетом свободных заездов, квалификаций и т. д.) заняли в общей сложности 16 000 часов. В России, по данным TNS, в этом году больше всего зрителей собрала трансляция Гран-при Малайзии в марте – на телеканале «Россия 2 » ее посмотрели в среднем 650 700 человек, меньше всего телезрителей было у Гран-при Европы в конце июня – в среднем 351 000 человек (все цифры – жители городов с численностью больше 100 000 человек, старше четырех лет). Данных об аудитории трансляций этого и других чемпионатов на спутниковых и кабельных каналах «Ведомостям» найти не удалось.
Но для многих спонсоров телевизионный рейтинг и число зрителей на этапах гонки вовсе не важны, говорит Громов: они используют эти мероприятия в первую очередь для коммуникаций с корпоративными партнерами. «Лаборатория Касперского», например, нынешних и потенциальных наиболее важных корпоративных клиентов приглашает на мероприятия с участием пилотов и болидов FCE: на трассах в Валенсии и австрийском Шпильберге им предлагалось прослушать теоретический курс, пройти курс вождения, а затем и сесть за руль болида под руководством гонщиков, рассказывает Моисеев. Большинство собеседников «Ведомостей» говорят, что спонсоры команд в той или иной форме проводят встречи с гонщиками, мероприятия с возможностью поездить за рулем гоночной машины, поездки на трассы в разных странах для наиболее важных клиентов и партнеров. «Владелец команды приглашает друзей и партнеров покататься на автодроме или организует другие подобные мероприятия, – говорит менеджер команды Esta Motorsports Филипп Златковский. – Этим занимаются абсолютно все команды, которые я знаю».
Спонсоры из России
История участия российских спонсоров в F1 началась с 2002 г. «Газпром» стал титульным спонсором итальянской команды Minardi, рассчитывая таким образом «упрочить имидж на Западе, чтобы миллионы людей всего мира узнали, что такое «Газпром». Сумма контракта оценивалась в $15 млн. В 2003 г. сотрудничество прекратилось, после чего стороны несколько лет выясняли отношения в суде. Оператор мобильной связи МТС в 2003 г. размещал логотипы на болидах Sauber Petronas, а в 2005 г. Midland Group бизнесмена российского происхождения Алекса Шнайдера даже купила гоночную команду Jordan, но после неудачного сезона 2006 г. продала ее Spyker.
В 2010 г. в F1 появился российский пилот Виталий Петров, и в команде Renault F1, за которую он выступал, появились спонсоры из России – «АвтоВАЗ» и «Аэрофлот». В следующем году в Lotus Renault Петрова поддерживали ММВЗ, «Сибур» и «Ростехнологии» (акционер «АвтоВАЗа», на болидах рекламировался бренд Lada). В этом сезоне Петров выступает за Caterham и у него два российских спонсора – «Сибур» и «Вертолеты России». По данным газеты Turun Sanomat, Петров перешел в Caterham с обязательством привлечь от спонсоров минимум 8 млн евро.
«Когда «Сибур» ответил согласием на предложение команды Виталия стать спонсором Caterham, то рассчитывал не только повысить общую узнаваемость компании на международных рынках, но и получить маркетинговый эффект прежде всего для своего каучукового бизнеса, клиентами которого являются ведущие шинные бренды – такие как Michelin, Pirelli, Bridgestone и другие», – говорит представитель «Сибура».
В «Сибуре» партнерство с Caterham используют еще и для коммуникаций с собственными сотрудниками, рассказывает представитель компании: летом лучшие сотрудники компании смогли посетить первый в истории российский этап World Series by Renault и познакомиться с Виталием Петровым, в офисе «Сибура» демонстрировался один из болидов Caterham. Конкретных оценок эффективности спонсорства в компании, по его словам, не делали, но «оценочно можно сказать, что результат достигнут».
«Конечно, спонсорство не работает так же, как прямая реклама «наше масло лучше», – говорит менеджер Lukoil Racing Team Евгений Малиновский. В этом году Lukoil Racing участвует в чемпионате мира по кольцевым гонкам WTCC. «К каждому этапу идет пять часов трансляций на Eurosport – примерно в 140 странах. Мы регулярно на подиуме, наши машины и пилоты – в поле зрения телекамер. Никакая телевизионная реклама за адекватные деньги не может дать ничего подобного: люди во всем мире от Китая и Японии до Америки и России узнают, что такое «Лукойл», – говорит Малиновский.
Lukoil Racing едва ли не самая титулованная российская команда в автогонках. Когда команда создавалась в 1997 г. целей было несколько: продвижение масел, смазочных материалов и топлива, которые производит «Лукойл», социальная программа (кроме взрослых гонок «Лукойл» развивает детскую команду по картингу) и поддержка российского спорта, рассказывает Малиновский. Команда полностью принадлежит «Лукойлу», но нефтяная компания каждый год подписывает с ней спонсорский контракт. О размере ежегодного бюджета команды и сумме контракта с «Лукойлом» Малиновский не говорит, подчеркивая лишь, что «сумасшедших инвестиций с неадекватной пиар-отдачей» компания делать не будет. Выбирая, в каких международных сериях участвовать, команда анализирует возможности привлечения соспонсоров, объем телевизионных трансляций, возможности для дальнейшего развития выступающих за команду пилотов и стоимость участия (в том числе и затраты на техническую подготовку).
Другая российская нефтяная компания – «Газпром нефть» в отличие от «Лукойла» продвигает через гоночный чемпионат не корпоративный, а розничный бренд – G-Drive, под которым выпускается топливо. Компания выбрала для партнерства команду, выступающую в так называемых длинных гонках – FIA World Endurance Championship (WEC, чемпионат мира по гонкам на выносливость, в него входит, например, гонка «24 часа Ле-Мана»). В WEC выступает команда G-Drive Racing by Signatech Nissan с российским пилотом Романом Русиновым. «Автомобильный спорт – эффективная площадка для продвижения премиального бренда топлива», – приводились в сообщении о начале партнерства российской нефтегазовой компании и команды Signatech Nissan слова директора дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Александра Крылова. Такое партнерство, объяснял он, компания считает «оптимальной возможностью продемонстрировать премиальность топливного бренда».
Выступают в мировых чемпионатах и российские команды с менее известными широкой публике спонсорами. Например, титульный спонсор команды Esta Motorsports (выступает в FIA GT – чемпионате в классе «гран туризмо» – и в FCE) – Esta Group в новостях в связи с основным бизнесом не упоминается. Esta, как указано на ее сайте, занимается поставками буровой техники, труб и бурового оборудования, а также сервисными и финансовыми услугами в нефтегазовой отрасли. А совместное предприятие Esta Group и голландской Coil Service – EWS Holding AG, судя по презентации на ее сайте, занимается нефтесервисными услугами в 25 странах.
Для участия в гоночных проектах в компании была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Эста-мото», сообщает группа. Среди учредителей этой АНО, по данным СПАРК, – Артур Скрябин и Олег Чип. Чип вместе с Валерием Раздорожным – совладельцы украинского банка «Сич» (он тоже есть среди спонсоров Esta Motorsports) и московского банка «Новое время». Раздорожный – бывший глава московского представительства НАК «Нафтогаз Украины».
«Для владельцев команды нет прямой выгоды от вложений в команду, – говорит Златковский. – В первую очередь это положительный имидж, не выражающийся в чистых деньгах». Команда, рассказывает он, создавалась с нуля, «потому что были фанаты, которые увлечены гонками и у которых есть возможность это финансировать». Но теперь, уже «раскрутившись», команда не прочь привлечь и других, не связанных с Esta Group российских спонсоров и партнеров: «Тянуть это в одиночку накладно, какие бы источники финансирования ни были».
В FCE за команду Esta Motorsports Ferrari Moscow ездит совладелец «СМП банка» и трубного трейдера «Северный европейский трубный проект» (поставщик «Газпрома»), вице-президент Федерации дзюдо РФ Борис Ротенберг. В начале сентября он в составе другой российской команды – Russian Bears Motorsport занял второе место в 24-часовой гонке на трассе Circuit de Catalunya. Ротенберг, как рассказывают несколько его знакомых, увлекся автогонками несколько лет назад и тренируется в основном в Италии. Среди официальных партнеров на сайтах Esta Motorsports и Russian Bears компаний, считающихся связанными с Ротенбергами, нет. Но «СМП банк» – один из трех официальных спонсоров Чемпионата и Кубка России по автомобильным кольцевым гонкам (Russian Racing Championship, RRC).
Русские гонки
Российская автомобильная федерация впервые провела объединенный чемпионат и кубок в этом году: заезды шести классов проводились в ходе единых гоночных уикендов (а несколько этапов RRC были совмещены еще и с этапами серии Кубок Lada Granta, которую проводит спортивное подразделение «АвтоВАЗа»). «Мы взяли на себя ответственность и провели чемпионат в новом формате, когда в течение выходных и зрители, и пресса могут увидеть все классы кольцевых гонок», – говорит Рубен Шумеев, президент компании Active-Pro Racing (технический партнер РАФ по организации и проведению RRC).
Логотипы «СМП банка» в этом сезоне располагаются на машинах и комбинезонах пилотов RRC. «Участие в гонках Бориса Ротенберга и спонсирование команды (кроме чемпионата банк спонсирует команду JRT, пилоты которой выступают в классе митджет) – это поддержка развития автоспорта в России», – признается представитель банка, не раскрывая сумму спонсорского взноса. Обсуждать, рассчитывает ли банк на коммерческую отдачу, его представитель не стал, сказав лишь, что «к сожалению, пока подобные гоночные серии не привлекают у нас в стране большое количество зрителей», но в банке «внимательно следят за развитием этого вида спорта» и «надеются, что уже в обозримом будущем он станет значительно более востребован».
«Мегафон давно поддерживает спорт, для нашей компании это основная коммуникационная платформа: в качестве спонсоров мы поддерживаем многие виды спорта, в том числе и автомобильный», – говорит Елена Александрова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций «Мегафона», который тоже выступает спонсором RRC. Но если F1 – удачная маркетинговая платформа, позволяющая компаниям использовать разные инструменты, то российские гонки – скорее фоновое дополнение к футболу и хоккею, которые традиционно являются наиболее популярными видами спорта в нашей стране, продолжает она. «Мы надеемся, что в перспективе автоспорт станет в России более масштабным. Но пока среднее число зрителей на этапах – 3000–4000 человек, а число просмотров роликов на YouTube – около 300 000, поэтому мы не рассматриваем автоспорт как основное спонсорское направление», – признается Александрова.
«АвтоВАЗ» делает акцент на туринговых сериях (российских и зарубежных), потому что в этих гонках участвуют автомобили, имеющие максимальное внешнее сходство с серийными, говорит директор компании по внешним связям Игорь Буренков, что важно при восприятии их аудиторией, т. е. потенциальными покупателями. Кроме собственной серии Кубок LADA Granta спортивное подразделение «АвтоВАЗа» Lada Sport совместно с командой Lukoil Racing (Lukoil Lada Racing Team) участвует в RRC и в зимнем треке, рассказывает Буренков. В этом году Lada Sport провело две тестовые гонки в WTCC (в рамках подготовки к возможному полноценному участию в 2013 г.). Кроме того, в RRC участвует фирменная команда «дочки» «АвтоВАЗа» – ООО «АвтоВАЗ-ПРОО». Для «АвтоВАЗа» участие в автогонках – составляющая часть маркетинговой стратегии. Удачное выступление автомобилей на трассе дает имиджевый эффект, повышает лояльность к бренду, объясняет Буренков.
У ТНК Racing Team (выступает в RRC – чемпионате и Кубке России по автомобильным кольцевым гонкам) годовой спонсорский контракт с нефтяной компанией ТНК, говорит менеджер команды Илья Герман. Главным аргументом в пользу спонсорства гоночной команды стала популярность этого вида спорта среди целевой аудитории бренда ТНК, отмечает представитель нефтяной компании. «Это часть стратегии развития розничного бизнеса компании, – говорит собеседник «Ведомостей». – Маркетинговая отдача от спонсорства измеряется в том числе и оценочной стоимостью публикаций, освещающих бренд в публичном пространстве в рамках чемпионата. Этот показатель сравним с величиной спонсорского бюджета». ТНК, рассказывает он, регулярно проводит промоакции, связанные с чемпионатом, – как на этапах, так и на своих автозаправочных комплексах: например, разыгрываются билеты на этапы чемпионата и другие призы гоночной тематики. Только в этом году в акциях, по его словам, приняли участие больше 150 000 человек, что «позитивно отражается на дополнительных объемах продаж топлива и сопутствующих товаров на наших станциях». Сумму контракта и затрат на промоакции представитель компании раскрыть отказался.
Откуда деньги
Основных источников финансирования у большинства команд два – деньги спонсоров и взносы так называемых бизнес-драйверов (непрофессиональные пилоты, обычно финансирующие свое хобби из своего кармана). У команд, выигрывающих серьезные международные серии, к этим источникам могут добавляться призовые (например, в F1 команда – победитель сезона может получать около 50 000 евро).
«У пилота, который хочет ездить, по сути, есть выбор из двух путей: заниматься покупкой и организовывать обслуживание гоночного автомобиля и свой тренировочный процесс самостоятельно или прийти в уже готовую команду. В любом случае в гонки приходят с деньгами – готового спонсора или своими собственными», – говорит Герман. Команда, продолжает Герман, – это механики, инженеры, тренеры, специалисты по PR и собственно дорогая гоночная техника. В ТНК Racing, по его словам, постоянно работают 12 человек. «Увлеклись гонками, начинали ездить для себя, потом купили технику, чтобы обслуживать свои машины, – пришлось создать команду», – вспоминает Герман. Гонщик, в разные годы выступавший в кольцевых гонках за разные российские команды и попросивший об анонимности, еще категоричнее: «Автоспорт, по сути, бизнес, в котором продается кресло пилота и рекламная площадь». «Доли доходов от этих статей меняются от команды к команде: у не очень сильных команд это в основном деньги пилотов, а наклейки на машинах могут быть даже от информационных спонсоров, не приносящих живых денег, у самых смышленых будут и деньги спонсоров, и мероприятия с участием команды, и взносы пилотов. По большому счету происхождение денег команду не слишком волнует», – утверждает он.
Шумеев говорит, что для частных пилотов, пользующихся услугами команд и ездящих на арендованных машинах, сезон в RRC обойдется от 900 000 руб в классе миджет до 4–5 млн руб. в туринге. У менеджеров команд цифры немного другие. Самостоятельная покупка за границей уже отъездившего несколько сезонов подготовленного автомобиля Seat Leon (позволяет участвовать в RRC в классе туринг) обойдется как минимум в 30 000–50 000 евро (менеджер другой команды говорит о 100 000 евро), еще около 8 млн руб. за сезон будут стоить тесты, обслуживание машины и т. д. без привлечения команды, считает менеджер одной из команд, попросивший не называть его имени. В команде бизнес-драйверу покупка отъездившей один сезон за границей подготовленной машины в том же туринге обойдется в 180 000–200 000 евро, еще 150 000–170 000 евро за сезон будет стоить работа команды, продолжает менеджер. Для быстрых пилотов, в выступлении которых команда заинтересована, чтобы показывать высокие результаты, эти суммы могут быть меньше даже на порядок, утверждает собеседник «Ведомостей». Базовая машина для выступлений в более «взрослом» классе GT обойдется примерно в 300 000 евро, а обслуживание 5–6 машин, выступающих за одну команду, может стоить около 1 млн евро за сезон, рассказывает менеджер другой команды, тоже попросивший об анонимности.
О соотношении доходов и расходов команд никто из собеседников «Ведомостей» под своим именем говорить не стал.
Прибыльны ли российские команды? «Пока это статья расходов! О рентабельности или хотя бы неубыточности речи не идет», – категоричен один из менеджеров.
В чем доход
«Даже не пытайтесь сравнивать!» – этой фразой начинают разговор о том, дает ли участие в российских автогонках маркетинговую отдачу по аналогии с F1 и чемпионатами мира в других кольцевых дисциплинах, подавляющее большинство собеседников «Ведомостей». «Разница примерно как между полетом космического корабля и пассажирского авиалайнера», – шутит Шумеев.
Но большинство корпоративных спонсоров появляются в автогонках в связи с хобби своих владельцев или топ-менеджеров. Например, в этом году в Кубке Lada Granta выступает Aeroexpress Racing Team. «Аэроэкспресс» не владеет командой, а является ее титульным спонсором, говорит пресс-секретарь компании Надежда Доржиева. «Это вполне соответствует нашему имиджу как современной, динамичной, скоростной компании. Наши пилоты хорошо выступают, поэтому мы получаем много упоминаний в прессе с широким охватом», – говорит она. Среди пилотов команды – коммерческий директор «Аэроэкспресса» Рустам Акиниязов (бывший шеф-редактор журнала «Автоспорт»). «Если бы Рустам не увлекался гонками, вряд ли кто-нибудь пошел бы выбивать бюджет на команду», – считает один из его знакомых. За команду «ВПК спорт» выступают председатель совета директоров группы компаний ВПК Владислав Кубасов и член совета директоров компании Павел Кубасов. Одним из первых пилотов Lukoil Racing был Виктор Маслов. В момент создания команды в правление «Лукойла» входил его брат Сергей Маслов, работавший в Lukoil International.
«От быстрого пилота в автоспорте зависит в лучшем случае половина результата. Недостаточно просто быстро ехать, нужно знать, как использовать этот инструмент: PR-менеджер должен создать вокруг пилота событие, а продюсер – найти спонсоров и объяснить им, во что они вкладывают деньги. Все как в шоу-бизнесе», – говорит Шумеев.
От российских гонок отдача по сравнению с международными «меньше в разы», говорит Малиновский, но и здесь она, по его мнению, есть: «Например, грузовик с логотипами Lukoil и Lada едет на гонку через многие регионы. Он очень яркий, красивый, на него все обращают внимание. Как посчитать, какую отдачу он даст?» Сейчас спонсоры команд российского чемпионата могут рассчитывать на отдачу от зрителей, приходящих на чемпионат, но главное – от просмотров на видеопорталах – постоянных телевизионных трансляций у RRC в этом году не было. Число зрителей, приходящих на чемпионат, очень зависит от погоды, да и ограничено количеством мест на трибунах – кроме Moscow Raceway другие российские трассы могут принять не больше нескольких тысяч человек одновременно. Шумеев ставит на новые медиа: количество просмотров роликов с этапов RRC уже сейчас сопоставимо с аудиторией F1 на «России 2», утверждает он. «Три–пять лет назад спонсоры российских серий не могли рассчитывать и на такую отдачу. Но мы понимаем, что событие нам еще предстоит сделать», – признается он.
«Похожая ситуация была в F1 в 60-е гг. – вспоминает Моисеев из «Лаборатории Касперского». – Но мир античного спортивного спонсорства себя изжил. Нужно видеть в спонсорстве платформу, которая дает возможности для самых разных коммуникаций. В России есть очень перспективные пилоты, у них есть сила воли и невероятный потенциал. Но спонсор не должен приходить и верить в конкретного гонщика. Он должен прийти с деньгами и конкретными целями. А профессионалы из команды должны уметь ему ответить, что нужно, чтобы эти цели были достигнуты».
Александр Кабановский: русские на подиумах
Редактор портала f1news. ru называет главными победами российских пилотов в кольцевых автогонках следующие:
1. Пилот: Виталий Петров. Серия: чемпионат мира Formula 1. Достижение: подиум (3-е место) на Гран-при Австралии 2011 г. Когда пилот из Выборга поднимался на призовой пьедестал в Мельбурне, было очень сложно поверить, что это происходит в реальности. Ему всегда приходилось сражаться не только с соперниками на трассе, но и с упущенным временем, которое другие посвятили картингу, а также с весьма скептическими высказываниями в свой адрес, которые не оставляли Петрова по ходу всей карьеры. Но Виталий пробился: сначала в серию GP2, где в итоге стал вице-чемпионом, потом и в F1. И там скептики вновь оказались посрамлены: в первом сезоне россиянин обгонял в пелене брызг Марка Уэббера и Михаэля Шумахера, а в самом начале второго принес всем своим поклонникам 3-е место в Гран-при Австралии. 2. Пилот: Михаил Алешин. Серия: Мировая серия Renault. Достижение: чемпионский титул 2010 г. Михаил был одним из первых представителей нашей страны, отправившихся покорять гоночную Европу. К 2010 г. удалось собрать вместе все слагаемые успеха – опыт, мастерство, везение и сильную команду. Уверенно проведя сезон и одержав три победы, Алешин, пусть и с минимальным перевесом, завоевал звание сильнейшего. Причем своего главного соперника, нынешнего пилота F1 Даниэля Риккардо, он обогнал в очном споре под барселонским дождем по ходу заключительной гонки всего чемпионата. 3. Пилот: Роман Русинов. Серия: серия Ле-Ман. Достижение: чемпионский титул 2004 г. Сейчас российские спортсмены уже приучили нас к тому, что более или менее регулярно добиваются успехов на международной арене. Но в середине прошлого десятилетия картина была совсем другой, и даже отдельные хорошие результаты были очень редки. Тем удивительнее выглядит чемпионский титул Романа Русинова, добытый за рулем Ferrari. К слову, вскоре после этого москвича пригласили на тесты Formula 1 – он стал первым представителем нашей страны в официальных заездах такого уровня. 4. Пилот: Сергей Сироткин. Серия: Auto GP. Достижение: победа на этапе в США 2012 г. Этого молодого спортсмена уже называют гоночным вундеркиндом. В 16 лет он стал чемпионом «школьной» «Формулы Abarth», а годом позже пересел за руль 550-сильной машины первенства Auto GP. Уже на втором этапе к Сергею пришла победа, но еще более значимым выглядит его успех на финише сезона. Поднявшись на вершину подиума в калифорнийской Сономе, Сироткин стал первым гонщиком, в честь которого на территории США был исполнен гимн России. 5. Пилот: Алексей Дудукало. Серия: чемпионат мира WTCC. Достижение: подиум (2-е место) на этапе в Словакии 2012 г. Хотя F1 признается всем автоспортивным сообществом (во всяком случае, по эту сторону Атлантики) главной гоночной серией планеты, равный с ней статус чемпионата мира имеют и другие соревнования. В одном из них, мировом туринге (WTCC), где выступают доработанные версии серийных автомобилей, и был зафиксирован наивысший для россиян результат. Подмосковный гонщик Алексей Дудукало за рулем 300-сильного хетчбэка SEAT Leon финишировал вторым на трассе в пригороде Братиславы. Другие герои: Даниил Квят (9 побед в Европейской Формуле Renault 2.0 в 2011–2012 гг.) Алексей Басов (победитель первенства Ferrari Challenge в 2012 г.) Артем Маркелов (2 победы в немецкой «Формуле-3» в 2012 г.) Михаил Гойхберг (3-е место по итогам сезона американской «Формулы-2000» в 2010 г.)