В Украине более 50 тысяч автомобилей с иностранными номерами, сообщают в Таможенной службе. В то же время в организации «АвтоЕвроСила», которая представляет интересы владельцев нерастаможенных машин, уверены: реальное число автомобилей с иностранными номерами – около 1,5 миллиона. Закон разрешает иностранцам приезжать на своих автомобилях, не уплачивая ввозную пошлину и другие налоги, но кататься можно только год. После этого нерастаможенный автомобиль должен покинуть территорию Украины. Вместо этого тысячи таких машин перепродают украинцам «по дешевке». Новому владельцу грозят крупные штрафы за уклонение от налогов и конфискация авто. Об этом рассказывает сайт «Сегодня».
Нерастаможенный автомобиль в два раза дешевле
Цены на иномарки в Европейском союзе, особенно на машины до 2010 года выпуска, в несколько разы ниже, чем в Украине. За один и тот же автомобиль у нас могут «просить» 10 тысяч долларов, а, например, в Литве – 4-5 тысяч. Но закупать машины в ЕС и законно ввозить в Украину не выгодно – всю экономию «съедают» налоги. И чем старше машина, тем больше придется отдать за растаможку. За иностранный автомобиль необходимо заплатить таможенную пошлину (10% от стоимости), акцизный сбор (его размер может достигать нескольких тысяч долларов и зависит от объема двигателя и года выпуска машины) и 20% НДС.
В результате нерастаможенный автомобиль в несколько раз дешевле растаможенного. На данный момент на одном из специализированных сайтов выставили на продажу Mercedes-Benz E-Class 2005 года выпуска на иностранных номерах. Автомобиль хотят продать за 6100 долларов. На этом же сайте такую же, но уже растаможенную машину можно купить уже за 12-13 тысяч долларов
Чаще всего такие машины ввозят нерезиденты страны, поясняет юрист Александр Плохотник. Они имеют право пользоваться машиной в течение года, но не продавать ее. Вместо этого автомобиль продают украинцам.
«В Таможенном кодексе четко написано, что продавать такие машины нельзя. Есть ч. 10 статьи 374, там говорится: «Такие транспортные средства не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине, быть раскомплектованы, переданы во владение, пользование или распоряжение другим лицам», – поясняет юрист.
Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко также уверен: пользоваться такой машиной год могут только нерезиденты страны. При этом Александр Плохотник отмечает: в законе есть несколько лазеек, которыми зачастую и пользуются недобросовестные продавцы. Например, если машина оформлена на иностранную фирму, то покупателя могут «нанять» для того, чтобы он получил право 12 месяцев ездить на нерастаможенной машине. При этом каждый год придется пересекать границу и продлевать рабочий контракт. То есть по закону владеть такой машиной украинец не может, но ездить на ней – да.
Как пояснили сайту «Сегодня» на «горячей линии» Фискальной службы, ездить без регистрации на машине, которую украинцы завезли сами, можно всего лишь пять дней в пределах одной области и 10 дней – в нескольких областях. После этого нужно либо снова пересечь государственную границу и счетчик обнулится, либо заплатить за растаможку. Нарушителям грозят большие штрафы.
Что грозит украинцам, которые нарушили Таможенный кодекс
Если автомобиль «задержался» на сутки, придется заплатить штраф в 85 гривен. Если от одного до десяти суток – 3400 гривен, если больше 10 суток – 8500 гривен. У иностранца машину могут арестовать, а украинцам забрать и отправить на штрафплощадку. В сумме размер штрафа может достигать сотен тысяч гривен. Как уже писал сайт «Сегодня», недавно Киевский апелляционный админсуд взыскал с владельца Mercedes-Benz E320 на литовских номерах штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей – это больше 1,6 миллиона гривен.
Как пояснил Александр Плохотник, штраф действительно может составить шестизначную сумму, однако только в том случае, если правоохранительные органы докажут, что владелец машины не просто «прозевал» сроки и не успел растаможить автомобиль, а умышленно уклонялся от уплаты налога. «Действительно, согласно 485 статье НК могут оштрафовать на 300% от суммы неуплаченных налогов и сборов. Если растаможка, например, стоит 10 тысяч долларов, то штраф может составить 30 тысяч долларов. Но это особенные случаи, чаще всего штраф – 8500 гривен», – рассказывает юрист.
Что грозит украинцам, которые нарушили таможенный кодекс:
Автомобиль задержался в Украине на сутки – штраф 85 гривен
От 1 до 10 суток – штраф 3400 гривен
Более 10 суток – штраф 8500 гривен
Отказался платить штраф – автомобиль арестуют
Если же иностранец завез в Украину автомобиль, а вернулся на родину без него – украинские правоохранительные органы могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя. Кроме того, машины без регистрации могут объявить в розыск.
В соцсетях подшучивают над владельцами автомобилей на европейских номерах. Фото: Facebook\Alex Mochanov
Как купить дешевую иномарку самому
В июле прошлого года парламент принял законопроект 3251 – до 2018 года ставку на акцизный ввоз автомобилей значительно сократили. Если до этого за автомобиль с двигателем до 1000 кубических сантиметров приходилось платить от 1,09 до 1,44 евро за каждый сантиметр, после нововведения ставку снизили до 0,102 евро. Так, если в 2015-м акциз на машину с объемом двигателя 1000 кубических сантиметра колебался в пределах 1090 – 1440 евро, в июле прошлого года его сократили до 102 евро. Правда, касается это только автомобилей, соответствующих стандарту евро-5. Это машины, выпущенные после 2010 года. В законе сказано: машину по льготной ставке украинец может купить только для себя. Продать такой автомобиль можно только через год после покупки.
Напомним, в Верховной Раде зарегистрированы четыре законопроекта, которые предусматривают увеличение срока транзита автомобилей. Если документы поддержат, украинцы смогут легально ездить на машинах с иностранными номерами дольше 10 суток. Или же, как предлагают авторы одного из законопроектов, ежегодно платить за использование такого автомобиля 6000 гривен.
Как сообщали Українські Новини, суды начали штрафовать владельцев авто с иностранными номерами. Адвокат Андрей Цыганков считает, что присутствие на украинских дорогах машин с литовскими номерами — демонстрация бессилия Национальной полиции Украины.