В продолжение темы «выбор б/у автомобиля», мы приведем советы Стаса Карабаш, независимого консультанта, имеющего богатый опыт в том, как выбрать авто и не столкнуться впоследствии с проблемами
Несколько слов о продавцах
АвтоПортал: Продавцов можно условно разделить на две категории, — владельцы, продающие свой автомобиль и перекупщики, продающие чужой выкупленный автомобиль, либо реализующие его за процент от продажи.
Традиционно наиболее безопасной и выгодной считается покупка авто у владельца машины. Владелец, как правило, не имеет достаточного опыта в продаже авто, и не всегда знает, как скрыть недостатки автомобиля и подчеркнуть его достоинства. Соответственно, это отражается на цене автомобиля.
Цель профессионального перекупщика, — купить дешевле, а продать дороже. А значит, высока вероятность попасть на битый автомобиль, «утопленника» и т. п. который подвергся косметическому ремонту.
Стас: Машина от перекупа (профессиональный перекупщик автомобилей) не всегда зло, в моей практике встречались отличные машины и по хорошей цене. Главное «знать, где искать», ведь обычные люди тоже продают проблемные авто. Если покупатель «подкован», то есть задает правильные вопросы, знает о слабых местах конкретной модели, перекупщик не будет гнать его на просмотр проблемного автомобиля, не желая впустую тратить свое время. Не стоит засыпать продавца общими вопросами, это может свидетельствовать о незнании вами предмета разговора, стоит думать над качеством вопросов.
Как отличить перекупщика от владельца мы расскажем ниже.
Поиск авто. Анализ фотографии
АвтоПортал: Итак, вы определились с моделью, с комплектацией и начинаете поиск. К большинству объявлений о продаже прилагается фото автомобиля. Для начала убедитесь, что на фото именно тот автомобиль, о котором идет речь в объявлении. Если фото не постановочное, а снятое в «бытовых» условиях, присутствует госномер автомобиля или VIN-код, в объявлении есть несколько фотографий, — как правило, это говорит о том, что вы смотрите на то авто, которое продают.
Стас: Другой вопрос в том, что человек, мало-мальски разбирающийся в фотографии и в том, как продать авто, фотографирует автомобиль с выгодной для себя позиции, так что бы недостатки не были видны. В моей практике, меня очень часто просят дать онлайн-консультацию, предоставляя фото авто. При просмотре половины фотографий, я понимаю, что снималось так, что бы не было видно изъянов данного автомобиля. Я предполагаю, — вот здесь должна быть беда, здесь было покрашено… Но не могу сказать это с полной уверенностью, так как понимаю, что фото сделано при «правильном» освещении, под «правильным» углом.
Чему уделять внимание на фото
АвтоПортал: По каким признакам можно узнать был ли автомобиль в ДТП? Такими признаками могут быть:
— неравные зазоры кузова;
— расхождение оттенка краски на разных деталях;
— не заводские детали (противотуманки, головные фары, бампер. );
— отличие года выпуска, указанного на маркировке боковых и заднего стекол, от года выпуска автомобиля.
Стас: Обращайте внимание на элементы стайлинга, нелогичного, скажем так. Если стоят неродные фары, бампер с обвесом, — 80% что машина получила удар в «передок», а заводские фары были слишком дорогие. Продают машину как «тюнингованную», а в реальности мы имеем дело с битым автомобилем. Но есть исключения. Если в объявлении написано, что родная оптика прилагается, — как правило, продавец занимаются стайлингом и разбираются в автомобилях. Снимая заводскую деталь (капот, бампер, фары), он хранят её в гараже, что бы в случае продажи доказать что автомобиль не битый.
По каким признакам можно узнать приблизительный пробег авто
АвтоПортал: Очень часто заявленный пробег не соответствует действительности. Причем то, что показания спидометра соответствуют словам продавца, ни о чем не говорит. Скрутка пробега (изменение показаний спидометра) стоит примерно 50$.
Обращайте внимание на состояние кромки крышки капота, багажника (особенно в хэтчбеках и универсалах), низ дверей; на этих местах обычно скапливается ржавчина.
Стас: Первый признак того, что автомобиль хорошо поездил – состояние оптики и капота (пожелтевшие фары и посеченное лакокрасочное покрытие). Но, учитывая то, что в наших условиях капот является расходным материалом, его часто красят или вешают на него защитную пленку (как и на фары), состояние этих элементов авто не всегда даст точную информацию о пробеге.
Следующее, куда нужно заглянуть – это колесная арка. Посмотрите на пластиковый брызговик, его сильно «пескоструит» на наших дорогах.
Ступица колеса. Её состояние, количество ржавчины, грязи. Далеко не все люди моют подвеску. 90% к 10%. Только 10% автовладельцев, хотя бы раз в год, обдувают водой рычаги, колеса, колесные арки, что бы уберечь датчики АБС, подшипники от лишней грязи.
Кроме кузова автомобиля, не меньшее внимание следует уделить интерьеру, по которому можно узнать приблизительный пробег.
Стас: Первый индикатор износа – руль. Правда, необходимо учитывать такие факторы как кольца на руке владельца, наличие декоративной накладки на руль. Если владелец носит кольца, то кожу, пластик и дерево он угробит в разы быстрее. Часто попадались машины с пробегом пятьдесят тысяч, а руль выглядел на все двести. Поэтому обращайте внимание на руки продавца (если это конечно владелец авто).
АвтоПортал: Второй индикатор износа это сидения. По просиженности нижней части сиденья (подушки) можно понять, что происходило с машиной. Заломы боковой поддержки, насколько цела структура паралона (на новой машине он имеет свою форму) — если он болтается свободней, чем должен и хозяин не весит 120кг, это говорит о том, что машина активно использовалась.
Стас: В каждой модели есть своя степень изнашиваемости, свои нюансы. Вот у Мазды, к примеру, степень изнашиваемости традиционно высокая, к шестидесяти тысячам пробега сиденья раздавливаются, а руль протирается. Особенно «шестерки» этим отличаются. У авто имеющих высокую посадку (кроссоверы, внедорожники), наружная часть нижней подушки, как правило, всегда сломана. Если на неё нажать – она ватная просто.
АвтоПортал: Старение, деформация сидений в салоне авто — нормальный процесс, к тысячам 50-70-80 это происходит у 90% автомобилей. У каждой модели это происходит в разное время и проявляется со своими особенностями. Другими словами нет универсального метода оценки состояния салона. Необходимо представлять, как ведет себя та или иная конкретная модель. И эта информация не общедоступна.
Стас: Необходимо найти (на форуме, в автоклубах) владельца той модели, которая вас заинтересовала. Посмотреть, как он одевается (аккуратная и чистая одежда говорит об отношении к машине) и попросить хозяина заглянуть в салон его автомобиля. Желательно не ограничиться одним автомобилем, а посмотреть авто с разными хозяевами и пробегом. В итоге, у вас сложится представление о соотношении состояние салона/пробег.
Ещё одни косвенный фактор – состояние накладок на педалях. Опять же, это состояние разное у разных моделей.
Стас: Также обратите внимание на износ пластика ручки селектора передач. На пластик в салоне, потолок. Если потолок грязный, но в салоне не возили «картошку», это будет говорить о значительном пробеге. Запыленность салона (особенно в углах, куда трудно добраться тряпкой), тоже говорит о том, что машина много ездила, так как в авто с закрытыми окнами пыль не попадает. Необходимо посмотреть под сиденья, в полозья сидений, куда сложно добраться пылесосом. А вот по состоянию багажника сложно судить о пробеге. Люди не считают багажник салоном и особенно не заморачиваются с его уборкой. Иногда попадаются хорошие авто с небольшим пробегом, но с убитым салоном. На вопрос «что вы делали с машиной» отвечают, — ничего, просто ездили. Тут стоит обратить внимание на человека, насколько он аккуратен.
Описание авто в объявлении и пару слов о проверке на СТО
Стас: «Не бит, не крашен» – таким словам я не верю вообще. «Готов к проверкам на любом СТО», — 50/50, что это честная машина. За последний месяц у меня было 4 случая, когда я приезжал на осмотр автомобиля, продавец которого уверял, что машина отличная и он готов к любым проверкам, — а смотреть было не на что, машина перекрашенная, битая, салон в ужасном состоянии. На что рассчитывают такие люди?
АвтоПортал: Проверка на СТО, как считают многие, позволяет получить адекватную информацию о состоянии автомобиля. Но так ли это?
Стас: Проверка на СТО не дает абсолютно никакой гарантии. Все зависит от механика, который будет осматривать автомобиль. Я никогда не доверяю СТО с громким именем. На таких СТО много мастеров, в том числе и студенты, которые могут просто не заметить те моменты, которые продавцы тщательно скрывают. Также я не верю крупным дилерам, которые могут сказать, — «Машина отличная», а это не соответствует реальности. Везде присутствует человеческий фактор. И претензии вы не сможете предъявить никому, потому что никто на больших СТО, как правило, не хочет ни за что отвечать.
Какую-то гарантию может дать только знакомый мастер, который будет нести ответственность перед вами.
Если у продавца на сайте зарегистрировано много объявлений с разными автомобилями – 100%, это перекупщик или площадка.
Общение с продавцом
АвтоПортал: Если вы, наконец, нашли автомобиль, который вас устроил, наступает следующий этап, — звонок продавцу. Именно переговоры с продавцом (мы не учитываем осмотр авто «вживую») дадут больше всего информации о состоянии автомобиля, и о личности продавца, — владелец это или перекупщик, и как он относился к своему авто.
Стас: Первым вопросом должен быть «Если авто так идеален, как вы описываете, почему продаете?». – Иногда люди пробалтываются, что с авто что-то было – но уже отремонтирвано. Чаще всего отвечают, что нужны деньги или ждут новый автомобиль.
АвтоПортал: Необходимо послушать человека, обратить внимание как он говорит, ставят ли его в тупик вопросы, часто ли он делает паузы при ответе. Чтобы отличить перекупщика от владельца необходимо задать простые вопросы: сколько владеет автомобилем, сколько наездил и что делал с авто. Если человек отвечает общими фразами – он либо перекупщик, либо купил авто недавно и сам не знает всех нюансов состояния своего авто.
Стас: Спросите, когда последний раз делали развал/схождение, меняли масло, свечи, есть ли зимняя резина и т. п. Задайте наводящие вопросы, типа: «Я знаю, у этой модели есть проблема с тормозными шлангами…». Если у вас был (есть) автомобиль, просто вспомните все сервисные операции, которые вы с ним проделали, и задайте эти вопросы продавцу.
Владелец автомобиля расскажет вам все подробности сервисной жизни своего авто и даже в большем объеме, чем вы спрашивали.
Если человек не помнит (не знает), когда он в последний раз менял масло и т. п. возможны три варианта:
а) это перекуп (хотя высококлассный перекупщик без запинки ответит на любые вопросы, таких «проявить» довольно сложно);
б) человек не следил за своим авто, связываться с таким автомобилем я бы не стал;
в) обслуживанием автомобиля занимался не хозяин. Несколько раз я забирал авто у очень обеспеченных людей, в автопарке которых было несколько машин. И естественно, такой человек не знает когда меняли масло в его автомобиле. Но у них есть заполненная сервисная книжка, наряд-заказы, обслуживались они, как правило, у «официалов» или хороших мастеров и в срок проходили ТО. И по документации можно прочитать всю сервисную историю автомобиля.
Не бойтесь задавать вопросы, просить выслать дополнительные фото тех деталей, которые вызывают сомнение.
Стас: Также, для меня решающим фактором будет согласие оплатить мне обратную дорогу, в том случае, если я найду несоответствия между заявленным состоянием автомобиля и состоянием по факту. Если человек уверен в своем авто, он согласится. Если человек разговаривает с вами небрежно, как бы свысока, я бы трижды подумал ехать на просмотр или нет, скорее всего, это перекуп. Хотя повторюсь, встречаются хорошие машины и у них.
АвтоПортал: Срок жизни объявления также может говорить о состоянии авто, ищите информацию об этом конкретном автомобиле в Интернете. Если машина в продаже полгода и до сих пор не продалась – скорее всего, автомобиль проблемный.
Стас: Сколько автомобиль продается, не всегда является показателем «проблемности» авто. Возможно, у человека было много звонков, а на осмотр приехало только пару человек. И те оказались перекупщиками, предлагавшими заниженною цену. Кроме того, каждая модель продается индивидуально, есть более продаваемые авто, есть менее продаваемые. И цену у нас назначает человек, какую сам хочет. Вот в Израиле цены устанавливает государство, то есть авто такой-то модели, такого-то года, человек не может продать, условно говоря, дороже тысячи шекелей, и дешевле чем восемьсот шекелей.
Выражаем признательность Стасу Карабаш за помощь в написании материала. Получить консультацию, задать интересующие вас вопросы, а также детальней ознакомиться с вопросами о выборе автомобиля можно на сайте autoconsult. in. ua .
Напомним, ранее АвтоПортал писал о том, как выбрать автомобиль по фото .